Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
ФГОС ДО устанавливает требования к структуре, содержанию и объему образовательной программы дошкольного образования (далее — ОП ДО).
Также, определено, что:
Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО).
ОП ДО разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее — ОО) самостоятельно. ОО определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные ОП ДО с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток. ОП ДО должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Отличительная особенность ФГОС ДО:
Ключевая формула дошкольного образования – это «Детство ради детства».
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого, выступает формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Портрет выпускника ОО согласно ФГОС ДО:
Ребенок — выпускник ОО обладает личностными характеристиками, среди них: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе в том смысле, как ее понимали раньше, а формирование у ребенка мотивации к познанию и творчеству